Хотите научиться лучше распознавать фейковые новости? Притворитесь автором фейковых новостей
Часто говорят, что чтобы узнать своего врага, нужно стать им. И когда этим врагом оказываются фейковые новости, новое исследование игры, где игроки становятся "фейкометчиками", указывает, что это действительно помогает.Речь идет об игре Bad News, разработанной голландской медиаплатформой DROG и учеными из Кембриджского университета как способ "вакцинировать" общественность против дезинформации. Притворяясь создателями фейковых новостей (цель — получить как можно больше последователей и незаслуженного доверия), игроки знакомятся с реальными стратегиями фейков, такими как политическая поляризация, распространение теорий заговора и выдача себя за других.В 2019 году исследование с участием 15 000 человек показало, что игра успешно улучшает способность людей распознавать дезинформацию и противостоять ей. Но команда хотела проверить, можно ли добиться тех же результатов в более традиционной образовательной среде — в классе средней школы.516 старшеклассников в возрасте от 16 до 19 лет из четырех шведских школ сначала прошли опрос, измеряющий их способность распознавать как манипулятивный, так и достоверный контент, оценивая публикации в стиле Twitter на предмет их надежности и обосновывая свое мнение.Затем ученикам было предложено сыграть в Bad News индивидуально, в парах или всем классом. После игры они заполнили итоговый опросник, вновь измеряющий их навыки распознавания дезинформации, а также их мнение об игре.Независимо от того, играл ли ученик в игру самостоятельно или нет, исследование показало, что игра оказала положительное влияние.Автор исследования Томас Нигрен пояснил: Ученики улучшили свою способность выявлять манипулятивные методы в постах в социальных сетях и различать достоверные и вводящие в заблуждение новости.При этом ученики, уже положительно относившиеся к надежным источникам новостей, справлялись с этим лучше всего.Многие ученики также смогли лучше объяснить, как они распознают представленную дезинформацию.Но прежде чем требовать немедленного включения игры в учебные программы повсюду, авторы отмечают некоторые ограничения: исследование проводилось на учениках только одной страны и проверяло их способность распознавать дезинформацию только в постах в социальных сетях. Они предлагают провести дальнейшие исследования влияния игры в других местах и на оценку достоверности целой новостной статьи.Это важный шаг к тому, чтобы дать молодым людям инструменты, необходимые для ориентации в мире, полном дезинформации. Мы все должны научиться лучше распознавать манипулятивные стратегии — так называемый пребанкинг — поскольку практически невозможно распознать, например, дипфейки и другую дезинформацию, сгенерированную ИИ, невооруженным глазом.